?php wp_head(); ?

Страшная сказка на ночь

Страшная сказка на ночь Фото с сайта www.academ.info.

Знаю многих родителей, которые против того, чтобы их дети смотрели телевизор и играли в компьютерные игры. Пусть лучше книжки читают, говорят они. Но и книга книге рознь, и даже сказка в школьном учебнике может быть небезобидной.

В своем ЖЖ vladshar рассказал, что решил на ночь почитать сыну сказку, которую ему задали в школе. Ребенок учится во втором классе и среди прочих предметов изучает историю и культуру Башкортостана. Учебник «Живые родники» для 1-2 класса, раздел «Башкирские богатырские сказки», и на дом учительница дала задание прочитать из него сказку «Камыр-батыр».

Зачин сказки привычный — жили-были старик со старухой, на жизнь не жаловались, но очень огорчало то, что не было у них детей. Однажды старик ушел ловить рыбу, а старуха сделала двух человечков: одного вылепила из теста, а другого вырезала из толстого корешка. Убрала игрушечных мальчиков в сундук, а они ожили. Обрадовались старик со старухой и одного назвали Камыр-батыром, а другого Тамыр-батыром. Как дальше водится, мальчики выросли, и Камыр-батыр решил побродить по свету. На свою беду повстречал он ведьму, которая угостила его отравленным напитком.

— Как только Камыр-батыр потерял сознание, ведьма съела все его тело, а голову повесила в качестве украшения на стене, — на этом предложении голос отца, читающего сыну сказку, дрогнул.

«И хотя я в меру впечатлительный, но, когда представил описанный акт каннибализма с отделением головы и водружением ее на стену, меня замутило… Тут вмешалась жена, и, сказав с упреком: «слабак», дочитала сказку до конца и задала сыну вопросы по тексту, на которые нужно было ответить», — пишет vladshar. И в продолжение темы отмечает, что сама сказка занимает десять страниц и приводит ссылку на более краткую и вполне щадящую версию без подробностей по расчленению трупов. «Почему нельзя было такой обойтись?» — недоумевает блогер.

В сказке «Урал-батыр», которую находим в учебнике «Живые родники» за 3-4 классы, главный герой не только расправляется с дэвом и прочей нечистью, но и убивает детей дэва. Он подвесил за веревку к дереву тяжелый камень, и дети дэва тут же придумали себе забаву — раскачивать камень, пока он сильно не ударил одного из них. Дальше цитата: «Рассерженный детеныш дэва поднялся и с такой силой хватил по камню, что тот отлетел далеко в сторону и на обратном пути размозжил ему голову. Пусть и остальные дети девятиглавого дэва вот таким образом сами истребляют себя…» Может, постараться прочитать этот эпизод ровным голосом, чтобы не очень обращать на него внимание ребенка? Однако после прочтения сказки предлагается ответить на ряд вопросов, среди них есть и следующий: «Как Урал-батыр уничтожил детей девятиглавого дэва?»

Если задаться целью отыскать жутковатые сцены в сказках, подобных примеров найдется не один и не два. Понятно возмущение родителей, которые переживают, как воспримут это дети, потому что сказки должны учить доброте, человечности, отзывчивости. Наверное, излишним будет напоминать, но все же, фольклорная сказка — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Большинство из них адресовано взрослым, так как имеют излишние подробности, которые детям знать ни к чему. Поэтому существуют различные литературные обработки сказок, щадящие детскую психику. Об уместности и разумности их присутствия в школьном учебнике для начальных классов говорит vladshar.

В Министерстве образования Башкортостана ситуацию прокомментировали следующим образом:

— При составлении сборников авторы посчитали нужным представить образцы устного народного творчества в полном варианте. Однако подобный опыт оказался не очень удачным, педагоги и родители учеников младших классов, обращаясь в ведомство, говорили о недостатках учебника.

Источник также отметил, что в ближайший учебный год отдельного предмета история и культура Башкортостана в программе младших классов не будет, а скорректированное содержание регионального учебника будет распределено по таким предметам, как окружающий мир, музыка и изобразительное искусство. Нововведение уже в следующем учебном году смогут оценить первоклассники, а через пару лет и учащиеся других классов.

Родителям детей, которые уже сегодня учатся в начальных классах, придется запастись терпением. И, может быть, когда в очередной раз вы решите помочь своему ребенку с уроками, и снова надо будет прочитать сказку-«страшилку», то попробуете обуздать эмоции, возмутиться про себя и просто читать. Злая сказка забудется, а тот факт, что в этот вечер вслух читали мама или папа, — никогда.

Назад в раздел

Андрей Потылицын, 19.04.2011 16:38:56
Тюркские сказки — они в принципе кровожадны и реалистичны. Обычаи кровной мести всегда подразумевали уничтожение потомства ,не взирая на возраст отпрысков…простая практичность — иначе вырастут и придут резать обидчика. Эти нравы до сих пор царят в некоторых районах на Кавказе.
Просто странно ,зачем детям живущим и развивающимся в обществе ,ориентированном на европейскую культуру , изучать эту дичь?
У слаборазвитых народов ,в виду комплекса неполноценности,есть такая тенденция — гордиться собственной дикостью,кровожадностью,необузданностью и сумасшедшей решимостью…Это симптоматика — ничего более. Разум должен снисходительно относиться к подобным проявлениям. Но и детей оградить — стоит! smile:!:smile:!:smile:!:
Ирина Камалиева, 19.04.2011 16:46:48
Сначала можно совсем убрать из сказок страшилки, затем с экранов фильмы про фашистов, потом ввести цензуру и начать отрицать присутствие в нашем обществе негативных явлений… Назад в прошлое. Получим поколение людей, не умеющих различить добро от зла и не приспособленных к жизни. В жизни должен быть некий баланс и присутствие зла тоже. Для того, чтобы понять добро.
В народном творчестве, как правило, образы собирательные, а сами сказания являются многовековым опытом поколений людей.
Забыла автора и название, к сожалению, но читала научно-фантастический рассказ, в котором молодые люди из очень благополучного будущего, попав в виртуальный мир, становятся участниками настоящей игры, оказываются в 1940-х годах и становятся жертвой фашистов. Мораль, которую произносит вслух один из оставшихся в живых героев: «Мы разучились играть, бороться и побеждать».
артур777, 19.04.2011 16:46:51
нынешних детей по-моему мало чем напугаешь…мультики и то,через один кровожадные.
Андрей Потылицын, 19.04.2011 16:51:16
Цитата
Ирина Камалиева пишет:
Сначала можно совсем убрать из сказок страшилки, затем с экранов фильмы про фашистов, потом ввести цензуру и начать отрицать присутствие в нашем обществе негативных явлений… Назад в прошлое. Получим поколение людей, не умеющих различить добро от зла ….»Мы разучились играть, бороться и побеждать».

Однако…ничего-себе философия! Вы портрет Макаренко со стены уже снимайте!
Своего ребенка станете учить жестокости с 6 лет? Станете объяснять ему,что убивать детей- это ЦЕЛЕСООБРАЗНО?
Возмущен. Думал ,что Вы — работая с детьми принесете пользу — теперь боюсь…

Андрей Потылицын, 19.04.2011 16:52:06
Цитата
артур777 пишет:
нынешних детей по-моему мало чем напугаешь…мультики и то,через один кровожадные.

нормальный ребенок — должен бояться. Бояться ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшного: смерти,болезней,государства…

Ирина Камалиева, 19.04.2011 17:03:49
Цитата
Андрей Потылицын пишет:
Своего ребенка станете учить жестокости с 6 лет? Станете объяснять ему, что убивать детей — это ЦЕЛЕСООБРАЗНО? Возмущен. Думал, что Вы — работая с детьми принесете пользу — теперь боюсь…

Зря возмущаетесь и боитесь. Это наши взрослые заморочки. Я Вас уверяю, если ребенок растет в благополучной среде, т.е. ему хотя бы сказки на ночь читают, он в состоянии отличить добро от зла и сделать выводы. Да Вы это и сами знаете. Дети гораздо умнее, чем мы думаем. В сказках многих народов полно жестокости (на наш взрослый взгляд). Бояться стоит совершенно другого — личного плохого примера для детей. Копируют.

артур777, 19.04.2011 17:05:47
Цитата
Андрей Потылицын пишет:
Цитата
артур777 пишет:

нынешних детей по-моему мало чем напугаешь…мультики и то,через один кровожадные.

нормальный ребенок — должен бояться. Бояться ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страшного: смерти,болезней,государства…

ну уж тогда еще своих родителей(недавно в Шакше один ублюдок задушил своего 2 летнего сына),врачей,детей,соседей,домашних животных,учителей,тренера,полицию.

Олег Гайсин, 19.04.2011 17:08:13
Вообще то, считаю перебор..
В детстве, лет в десять я в местном клубе посмотрел фильм
«Легенда о динозавре» . Неделю спал с отцом..Причем с кровати меня можно было вытащить разве что танком smile:Dsmile:o
Сейчас дети конечно более устойчивы к таким вещам smile8)
К сожалению…
Андрей Потылицын, 19.04.2011 17:09:37
Цитата
артур777 пишет:
недавно в Шакше один ублюдок задушил своего 2 летнего сына

Да — это он зря…вы верно заметили — лучше бы он участкового задушил…или соседа — вероятнее, что они этого заслуживали…ужас.

Андрей Потылицын, 19.04.2011 17:12:33
Цитата
Олег Гайсин пишет:
Сейчас дети конечно более устойчивы к таким вещам smile8)
К сожалению…

Дети и сейчас разные, страхи — те же…моему вот 12 лет — он до сих пор побаивается темноты и крови на экране, зато спокойно смотрит ,как како-нибудь «супер-герой» рвет пополам»супер-злодея»….Смешно.

ais-ti, 19.04.2011 17:26:35
Два раза в неделю у сына (тоже, кстати говоря, второклассника) урок литературы по учебному пособию Е.И.Матвеевой. Комплекс состоит из учебника в 2-х частях и тетради по литературному чтению. Вот что здесь меня бесконечно радует, так это огромный простор для развития творческих способностей ребёнка: мы самостоятельно прописываем правила чтения произведений изучаемых жанров, находим особенности литературных произведений, сочиняем свои варианты продолжения сказок (после, на уроке, ребята дискутируют об особенностях этих сочинений), делаем «раскадровку» текстов, рисуем героев (одним из последних — стал Струмышка, по сказке дивной Н. Абрамцевой), пишем рассуждения по прочитанному и ещё многое-многое другое…
На родительских собраниях слышу обвинения в том, что программа сложна. Да, сложна. Но настолько же интересна и познавательна! Мы в своём детстве и представить не могли о подобном творческом подходе. Интересно моему ребёнку, интересно мне самой! Спасибо составителям учебного комплекса за столь продуманную подачу материала!

P.S. Прошу не считать данный комментарий рекламным smile:Dsmile:D Просто, ну ни в какое сравнение не идёт учебник ИКБ с книгой по литературному чтению. Хотя нет, нам очень нравятся стихи Мустая Карима. Правда.

ais-ti, 19.04.2011 17:41:03
Цитата
ais-ti пишет:
Мы в своём детстве и представить не могли о подобном творческом подходе.

Прошу прощения за описку (текст настолько задел за живое, что умудрилась отправить текст не перечитав smile:Dsmile:Dsmile:D ). Я хотела сказать «мы и представить не могли, что можно не просто читать и отвечать на вопросы в конце текста, а ещё и учится думать, комментировать, рассуждать, соглашаться или отстаивать свою точку зрения.

Ирина Камалиева, 19.04.2011 17:46:50
А давайте вспомним «Маленького принца» А.Экзюпери. Очень добрая и светлая сказка. Пока не вспомнишь, каким образом Маленький принц покинул Землю. Странно, что в детстве я на это не обратила внимания. Только во взрослой жизни.
Поэтому не стоит выкидывать из песен слов.
Айдар Бикмаев, 19.04.2011 17:55:54
а лучше про колобка,ну очень страшная сказка …и детям говорили,что колобок то убежал,только став старше понимали,что все таки его съели…а деда мороза со скольки лет можно показывать в живую,кто знает,там тоже есть ограничения на возраст….
Ирина Камалиева, 19.04.2011 18:43:39
Про бабушку Красной Шапочки и дровосеков, которых съел Серый волк… Семерых козлят…
Можно продолжать и продолжать…

/2011/04/" title="Читать все сообщения за Апрель 2011">19.04.2011 ·  Comments Closed
Рубрики: Газеты