?php wp_head(); ?

Башкирский бренд — войлок

Башкирский бренд - войлок Фото с сайта www.clubs.ya.ru

Известный башкирский художник, один из основоположников перформанса как вида художественного творчества в Уфе Наиль Байбурин сегодня активно продвигает в жизнь еще один проект. Войлок — исконный башкирский материал, который в нашей республике производится с незапамятных времен, — он планирует сделать брендом Башкортостана.

Наиль Байбурин рассказывает:

— Недавно я открывал в Москве выставку. На вернисаже подошел ко мне депутат Госдумы и говорит: «Мне поручено керлинг развивать, не могли бы вы помочь в Башкирии команду собрать, а я вам все условия для занятий этим видом спорта создам». Керлинг — игру, которая в XVI веке в Шотландии родилась, сюда хотят привнести. Я не считаю, что это нормальное явление. Уверен, что привносить иностранное нужно, когда получили развитие национальные достояния. Почему я обратил внимание именно на войлок, хотя и у других народов он тоже есть? Но в той же Киргизии, Казахстане сильно развито тиснение по коже, ювелирные украшения из серебра — это лицо Татарстана. Что же касается войлока, то он и по сей день делается в ряде районов Башкирии, например, в Абзелиловском, и распространен в быту. Материал теплый, водоотталкивающий, за счет того, что в нем сохраняются частички животного жира. Войлок и сегодня актуален у сельских жителей, для которых производство войлока — это своего рода праздник, ритуал. Это до сих пор осталось на Южном Урале.

Войлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, — это шерсть, причем лучше всего овечья. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Наиль Байбурин отмечает, что его интерес к войлоку родом из детства.

— В деревню к бабушке я приезжал. Что есть вспомнить интересного, что след оставило от пребывания? В доме у нее стоял ящик, внутри которого зерно хранилось. На нем всегда толстый слой войлока лежал, и я на этом войлоке спал. И перины у бабушки были, но именно войлок мне запомнился как настоящая сущность. Войлок не только физически, но и духовно теплый материал, потому что за ним века.

Свою идею представления войлока как национального башкирского бренда Наиль Байбурин начал с организации выставки. В тандеме с деканом художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы Талгатом Масалимовым в одном из торгово-развлекательных комплексов столицы на днях они открыли эковыставку «Животворящий войлок». Здесь представлены работы студентов и выпускников худграфа БГПУ. Талгат Масалимов, будучи человеком, заинтересованным в развитии войлока, стал инициатором учебных симпозиумов. Когда наступает пора стрижки овец, студенты худграфа едут в Абзелиловский район, где изучают технику валяния, перенимают опыт башкирских мастеров.

— Когда в пространстве торгового комплекса возник этот войлок, у покупателей первый возглас был: «А это что? Какое чудо! Напоминает экодизайн — я в журнале такое видела», — продолжает Наиль Байбурин. — Народу этот продукт интересен, на него есть спрос, а значит, нужно активнее его вводить в современные реалии. Мои друзья владеют багетной мастерской — тонны египетского папируса в день оформляют в качестве сувенирной продукции. Неужели у нас нет ничего своего, уникального? Зачастую башкирская сувенирная продукция официальная, сделана из материалов не присущих нашей местности. По большому счету, я не видел еще оригинальный сувенир — все перепевы. Какие-то магниты с видами башкирской столицы, значки, расписанные в национальном колорите матрешки и прочее. Не замечал, чтобы иностранцы приобретали их с особой охотой. Все потому, что у этих сувениров нет загадки и энергетики. Но эти качества есть у войлока, который несет позитивное тепло.

В Башкирии много мастеров, которые занимаются войлоковалянием.Одни делают обувь — валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал любимым материалом для тех, кто выбирает в качестве хобби хендмейд. Современные мастерицы создают миниатюрные игрушки и украшения из войлока.

— Я планирую развивать этот бренд в разных формах. Некоторых смущает, что войлок, будучи натуральным материалом, подвержен порчи моли, но его прежде можно обработать химическими составами, а затем взять под стекло. Войлок, оформленный таким образом, по моим представлениям, является своего рода верительной грамотой, развернутым свитком с посланием.

В качестве одного из применений войлока художник предлагает делать из этого материала абажуры для светильников. Сначала тонкий войлок пропитывается специальным составом. После высыхания материал становится жестким, но не теряет своей податливости, и тогда из него можно мастерить абажуры различной конфигурации. Когда лампа будет включена, то свет проявит узоры, которые образуют волокна. И этот эффект, по мнению Наиля Байбурина, будет новым словом в инсталляции.

— Я уверен, что на российском, а в дальнейшем и международном рынке наряду с такими продуктами, как башкирский мед, кумыс, нефть, обязательно должен появиться еще один бренд республики — башкирский войлок.

Башкирский бренд - войлок Башкирский бренд - войлок Башкирский бренд - войлок

Назад в раздел

Андрей Потылицын, 26.04.2011 19:24:42
«Башкирский войлок»?
….хмм….лишь бы не докатиться до «Башкирской ваты»,а то её виртуальное «катание» всё отчетливее проявляется в общественной дискуссии!
не кажется?
Айдар Бикмаев, 26.04.2011 20:15:29
ну у нас бренды предлагаются ,ну а что давайте начнем делать ,может переплюнем персидские ковры,народ повалит за башкирским войлоком…денег заработаем,потом можно запустить нонавойлок и глядишь загремим на всю страну,а может и поболее…а что вещь полезная для здоровья от радикулита помогает и еще кое от чего…а сочетании с медом и кумысом …вещь полезная и хорошая,но можно этим заниматься без брендирования…
Радик Мухарямов, 26.04.2011 21:18:20
А что мы всё о Башкирском бренде. Ну не потянет войлок на башкирский бренд, так пусть это будет бренд Абзелиловских башкир, к примеру. Почему бы и нет? Довольно интересный материал.
артур777, 26.04.2011 21:27:14
Цитата
Андрей Потылицын пишет:
«Башкирский войлок»?
….хмм….лишь бы не докатиться до «Башкирской ваты»,а то её виртуальное «катание» всё отчетливее проявляется в общественной дискуссии!
не кажется?

БРАВО,Андрей!!!
еще пара таких или подобных тем и кроме представителей КПСС здесь больше никого не останется))

Эмиль Мухаметов, 26.04.2011 23:07:09
Еще ложки деревянные и кумганы надо в бренды двинуть. А вату у3же мы вовсю катаем. Да еще надо нановату ушную в Башкирии сделать, а то вата из хлопка уже не лезет ву уши.
Фидан Латыпов, 27.04.2011 00:14:08
Идея замечательная! Обратите внимание на Нижнетроицкий суконный комбинат….мастера своего дела! Но…на данный момент выкупила данное производства одна из уральских компаний «Грани»…от них один пиар….на самом деле губят завод….
almazk, 27.04.2011 00:15:15
Сейчас посмотрите, женщины охотно носят, валенки их делают расписные и красивые, тот же самый материал, если подойти к материалу с хорошим дизайном, можно делать хорошие вещи, возможно не бренд, но как одно из направлений деятельности вполне реально. А вата (хлопок) бренд Узбекистана если с делом подойти может и вата быть.
akudreyko, 27.04.2011 01:27:47
Уверен, башкирский войлок ни на каком рынке не появится и не будет пользоваться спросом. Более того, не уместно сравнение нефти и башкирского войлока.

/2011/04/" title="Читать все сообщения за Апрель 2011">26.04.2011 ·  Comments Closed
Рубрики: Газеты