Диоксиновый меч над Уфой

Диоксиновый меч над Уфой Фото с сайта www.chaskor.ru

Завод "Химпром" в Уфе закрыт несколько лет назад, но проблемы, связанные с его производственной деятельностью, так и не решены. Они легли тяжелым и, похоже, пока непосильным бременем на город и республику. Это очень трудная и даже опасная тема, которая долгие годы была просто закрытой для обсуждения. Но все же мой гражданский долг заставляет меня говорить о том, что я знаю... История диоксиновой проблемы в мире полна драматизма, конфликтов, обманов, подлогов, замалчивания и... человеческих жертв.

О ней вкратце рассказал мне заместитель директора Башкирского республиканского экологического центра (БРЭЦ в Уфе называют Диоксиновым центром) Эдуард Круглов, который занимается этой проблемой еще с 80-х годов прошлого столетия.

Впервые человечество узнало об опасности хлорпроизводных веществ после Первой мировой войны. Тогда солдаты воюющих сторон пострадали от боевых отравляющих веществ, созданных на основе хлорорганических соединений. Затем были изобретены пестициды и гербициды. В 1948 году некто Мюллер даже получил Нобелевскую премию за изучение свойств ДДТ для борьбы с сорными растениями.

Пестициды и гербициды стали производить по всему миру, чтобы повысить урожайность зерновых. Но, начиная с 40-х годов прошлого столетия, люди стали замечать, что рабочие химических производств, связанных с хлорпроизводными веществами, стали страдать характерными заболеваниями сложной этиологии.
Исследования показали, что эти заболевания вызывают диоксины, множественные изомеры которых возникают, в частности, при производстве гербицида 2,4-Д. Именно цех по производству таких гербицидов на "Химпроме" в Уфе и стал основным источником возникновения большого количества диоксинов, которые оказались токсичнее, чем многие отравляющие боевые вещества.

Когда диоксиновая проблема стала известна мировому сообществу, то заводы по производству гербицидов и пестицидов в Голландии, в Германии, в Италии стали уничтожать. Их не просто стирали с лица земли, а снимали почву с территории, на которой они находились, на глубину больше метра, санировали ее. На месте бывших опасных производств высаживали деревья.

Так поступали в цивилизованных странах, где правительство все же заботится о своих гражданах.

- За 20 лет деятельности "Химпрома" с 1960 по 1980 годы на заводе произошли три крупные аварии с пожарами. В городе Севезо (Италия) достаточно было одной такой аварии, чтобы стереть вредное производство с лица земли, - отмечает Эдуард Круглов.

Проблема диоксинов встала особенно остро во времена войны США с Вьетнамом. Американские летчики опыляли джунгли во Вьетнаме гербицидами и пестицидами, чтобы уничтожить растительность и выкурить из лесов партизан. Массовые уродства, женское бесплодие - вот результат этого чудовищного преступления!

Мощное антивоенное движение, развернувшееся во всем мире против войны во Вьетнаме, положило начало противодиоксиновой эпохи. В 2001 году в городе Стокгольме была принята Конвенция по стойким органическим загрязнителям (СОЗ). Самыми опасными были признаны диоксины. По словам Эдуарда Круглова, Россия подписала эту конвенцию, но Госдума до сих пор не ратифицировала ее.

- А это означает, что в нашей стране до сих пор не разработаны нормативы по содержанию диоксинов в почве, в воде, в воздухе. Даже в списке N1 Минздрава России, где дан перечень высокотоксичных веществ, нет диоксина. То есть работники, потерявшие здоровье на опасном производстве, связанном с возникновением диоксинов, никаких льгот не имеют. В России пока используются зарубежные нормативы по определению предельно допустимых концентраций диоксинов.

О диоксиновой проблеме можно написать толстую книгу. По этой теме собраны тома переписки между различными ведомствами и организациями. На решение этой проблемы в Уфе были отпущены немалые средства. А воз и ныне там! В нашей столице, пожалуй, самым большим достижением в решении этой проблемы стало создание Диоксинового центра в 1991 году. Центр получил право на международном уровне анализировать диоксины, прошел сложную многоэтапную сертификацию. Как мне объяснили в БРЭЦ, это дорогого стоит.

Достижением можно считать и то, что "Химпром" все же удалось закрыть под давлением общественности. Но диоксиновая проблема не решена. Как подчеркнул в нашей беседе Эдуард Круглов, вся территория завода загрязнена:

- Здания, почва и шламонакопители, а также несанкционированная свалка за территорией между Бирским трактом и речкой Шугуровкой, длиной в несколько километров и шириной в километр, сильно загрязнены диоксинами. Мы проверили почву вдоль Бирского тракта до Благовещенска: содержание диоксина в ней очень велико. Летом эту диоксиновую пыль разносит повсюду.

150 гектаров территории "Химпрома", - продолжает эксперт, - также чрезвычайно загрязнены диоксинами и представляют угрозу для города.

Санацией территории "Химпрома" занимался Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности (НИИ БЖД).

У общественных экологических организаций, со слов их руководителей, возникло опасение, что НИИ БЖД занизил опасность, исходящую от "Химпрома". Союз экологов Башкортостана обратился по этому вопросу в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру. От прокуратуры был получен ответ, в котором в частности говорилось:

"По заключениям ГУП НИИ БЖД строительный мусор, образующийся при демонтаже строительных отходов и вывезенный в шламонакопители предприятия, имеет 4 класс опасности".

Как пояснил председатель Союза экологов РБ Александр Веселов, 4 класс опасности - наименьший, а стены "Химпрома" все пропитаны диоксинами, и диоксинсодержащий строительный мусор должен иметь, как минимум, 2 класс опасности. По мнению эколога, НИИ БЖД оказал "медвежью услугу" городу. Коль шламонакопители на "Химпроме" безопасны, то трудно надеяться на помощь в решении диоксиновой проблемы в Уфе федерального центра и мирового сообщества. А без такой помощи диоксиновую проблему не решить!

Руководство НИИ БЖД на просьбу Союза экологов РБ предоставить информацию по итогам санации "Химпрома", которая проводилась институтом на бюджетные деньги, выдало ответ: "...Запрос должен адресоваться не к институту, а непосредственно в орган государственной власти, которому подведомственен наш ГУП, то есть в Министерство природопользования и экологии РБ..."

"Общественная электронная газета" обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг "Химпрома" к заместителю министра Минэкологии РБ Ольге Лаздиной. Ольга Николаевна отправила нас в пресс-службу министерства. В пресс-службе пообещали подготовить комментарий, но вот уже неделя, как почему-то "забывают" об этом обещании. "Замораживать" по этой причине публикацию редакция "ОЭГ" не видит смысла; если комментарий от МПиЭ РБ поступит, мы его непременно опубликуем.

- НИИ БЖЗ не имеет права делать анализы на диоксины, - считает Эдуард Круглов. - Тендера на проведение работ по санации не было. А наш центр, прошедший международную аттестацию и имеющий право на проведение анализов на диоксины, отстранили. На "Химпроме" разрешили вести хозяйственную деятельность, хотя работать на этой территории можно только в защитных костюмах и респираторах.

Более того, на различных порталах о продаже коммерческой недвижимости в интернете можно найти и прочесть и такие, например, объявления: "Продается производственно-складской комплекс на "Химпроме" (Уфа), цена 17 миллионов рублей".

Комментировать подобное - просто нет сил и слов... Это чудовищно! Видимо, у людей, размещающих подобные объявления, исчез даже самый основной инстинкт - инстинкт самосохранения!

Удалось дозвониться до конкурсного управляющего "Химпрома" Радика Газизова. Радик Фаатович по телефону заверил наше издание:

- Угрозы  никакой от "Химпрома" нет. Мы постоянно ведем мониторинг.

Вот вкратце сегодняшняя ситуация вокруг "Химпрома". Нам всем остается только Богу молиться, чтобы весна была вялой и недружной и чтобы несанкционированную свалку около "Химпрома", а также содержание его шламонакопителей (в количестве около 500 тысяч кубических метров) не смыло через Шугуровку в Уфимку!

Население Уфы пока не может получить достоверную информацию о ситуации на "Химпроме" от ответственных за нее органов, несмотря на то, что статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

На всякий случай я лично каждой весной пользуюсь только бутилированной водой, потому что считаю, что диоксиновая проблема висит над нашим родным городом подобно Дамоклову мечу!

Доколе?

Назад в раздел
Радик Мухарямов, 08.04.2011 14:36:46
Я помню ту весну. На работе решили отметить мой день рождения чаепитием и вылили из чайника оставшийся вчерашний кипяток, залили свежий. А он пахнет непонятно чем. Напились чайку на свою голову.
А весна ожидается дружной, всю неделю ожидаются дожди (если синоптики не наврали)
Сергей Коновалов, 08.04.2011 14:46:11
Если проблема столь серьёзна может Р.Хамитова известить официальными сообщениями?
ShaRM, 08.04.2011 14:47:34
Считаю данную статью - самым лучшим материалом с момента появления ОЭГ.

08.04.2011 · admin · Comments Closed
Рубрики: Газеты


  • « Назад
  • Вперед »